вторник, 11 августа 2015 г.

Глобальное неравенство: он 150 евро в месяц до 3 000 евро в месяц

И снова отрывок из кники "Капитал в 21 веке", Томаса Пикетти.

Если подвести итог, диапазон неравенства от регионов, в которых доход на душу населения порядка 150-250 евро в месяц (Чёрная Африка, Индия), к регионам, где он составляет 2 500 – 3 000 евро в месяц (Западная Европа, Северная Америка, Япония), что от 10 до 20 раз выше. Мировое среднее, которое приблизительно равно среднему значению по Китаю, примерно равно 600-800 евро в месяц.
 Эти различия значительны и стоят того, чтобы их запомнить. Однако имейте в виду, что погрешность в этих числах довольно значительная: всегда намного сложнее измерить неравенство между странами (или между различными периодами), чем внутри их.
Например, глобальное неравенство будет заметно выше, если бы мы использовали текущие курсы обмена валют, вместо паритета покупательной способности, как я делал до сих пор. Чтобы понять, что означают эти условия, для начала рассмотрим обменный курс евро/доллар. В 2012 евро стоил около 1,3$ на иностранных рынках обмена валют. Европейцы, с доходом в 1 000 евро в месяц, могли пойти в их банк и обменять их на 1 300$. Но согласно официальной Программе Международных Сопоставлений (ПМС), европейские цены выше американских примерно на 10 процентов, так что если тот же европеец потратит те же деньги в Европе, его покупательная способность будет ближе к американскому доходу в 1 200$. Таким образом, мы говорим, что 1,2$ имеют тот же «паритет покупательной способности», что и 1 евро. Другими словами, мы сравниваем ВВП разных стран на основе актуальной покупательной способности их граждан, которые в основном тратят свой доход дома, а не за рубежом.
Другое преимущество использования паритета покупательной способности заключается в том, что он более стабилен, чем обменные курсы. В самом деле, обменные курсы отражают не только спрос и предложение товаров и услуг различных стран, но также неожиданные изменения в инвестиционных стратегиях международных инвесторов и постоянно изменяющиеся оценки политической и/или финансовой стабильности той или иной страны, не говоря о непредсказуемых изменениях в монетарной политике. Поэтому обменные курсы чрезвычайно изменчивы, как показывает беглый взгляд на крупные колебания доллара на протяжении последних десятилетий. Соотношение доллара/евро изменилось с 1,3$ за евро в 1990-х до менее чем 0,9$ в 2001 перед тем, как подняться до 1,5$ в 2008 и затем упасть до 1,3$ в 2012. На протяжении этого времени, паритет покупательной способности евро плавно рос от 1$ за евро в начале 1990-х до примерно 1,2$ в 2010.

Несмотря на все усилия международных организаций, вовлеченных в ПМС, никуда не деться от того факта, что данные оценки паритета покупательной способности довольно неточны. Их погрешность находится в пределах 10 процентов, если не больше; даже среди стран с сопоставимым уровнем развития. Например, как показывает самый последний опрос, в то время как некоторые европейские цены (на электроэнергию, ЖКХ, отели и рестораны) действительно выше соответствующих цен в Америке, другие значительно ниже (на услуги здравоохранения и образования, например). Теоретически, при официальных оценках все цены взвешивают согласно весу различных товаров и услуг в типичном бюджете каждой страны, но совершенно ясно, что такие расчёты оставляют много возможностей для ошибки, отчасти потому что очень сложно измерить качественные различия для множества услуг. В любом случае, важно подчеркнуть, что каждый из этих индексов цен измеряет различный социальной аспект реальности. Цена на электроэнергию измеряет её покупательную способность (которая выше в США), а цена на услуги здравоохранения измеряет покупательную способность в данной области (которая выше в Европе). В реальности неравенство между странами имеет множество причин, и говорить, что все их можно сложить в одном индексе, ведущим к однозначной классификации, особенно между странами с довольно схожими средними доходами, было бы заблуждением.
В более бедных странах, поправки, внесенные паритетом покупательной способности, даже больше: в Африке и Азии цены приблизительно вполовину ниже, по сравнению с богатыми странами, так что ВВП увеличивается примерно в два раза, когда для сравнения, вместо обменного рыночного курса, используется паритет покупательной способности. Главным образом, это результат воздействия того факта, что цены на те товары и услуги, которые не могут торговаться на международном рынке, ниже. Это происходит по той причине, что они обычно относительно более трудоёмки и при их создании используется относительно неквалифицированный труд (довольно распространённый фактор производства в менее развитых странах), в противовес квалифицированному труду и капиталу (что довольно редко в этих странах). Вообще говоря, чем беднее страна, тем значительнее поправка: в 2012 её коэффициент составлял 1,6 для Китая и 2,5 для Индии. В настоящее время, евро стоит 8 китайских юаней на валютном рынке, но только 5 юаней по паритету покупательной способности. Разрыв сокращается с развитием Китая и переоценкой юаня. Некоторые писатели, включая Ангуса Мэддисона, убеждают, что разрыв не так мал, каким он может показаться, и что официальная международная статистика недооценивает ВВП Китая.

Из-за неточностей, окружающих обменные курсы и паритет покупательной способности, среднемесячные доходы на душу населения, о которых ранее шла речь (150–250 евро для беднейших стран, 600–800 для стран со средним уровнем достатка и 2 500–3 000 евро для богатейших стран), следует рассматривать как приблизительные значения, а не математически точные.  Например, доля богатых стран (Европейский Союз, Соединённые Штаты, Канада и Япония) в мировом доходе составляла 46 процентов в 2012, если использовать паритет покупательной способности, и 57 процентов, если использовать текущие обменные курсы. «Правда», возможно, лежит где-то посередине между этими двумя числами и, вероятно, ближе к первому. Тем не менее, порядок изменений остаётся прежним, как и тот факт, что доля доходов богатых стран неуклонно уменьшалась с 1970-х. Независимо от используемой меры, мир, кажется, отчетливо вступил в фазу, в которой богатые и бедные страны имеют сходные доходы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий